В этом году Леонид Бичевин дважды появился на большом экране: в сентябре вышла драма «Однажды в провинции» молодого режиссера Кати Шагаловой, а неделю назад состоялась премьера фильма «Морфий», где Бичевин исполнил главную роль доктора Полякова. Актер уже во второй раз появляется в фильмах Алексея Балабанова. Успех прошлогоднего «Груза-200» не обошел стороной молодых актеров – и Бичевин, и Агния Кузнецова, сыгравшая главную женскую роль в фильме, стали широко известны аудитории. После премьеры
нового фильма Алексея Балабанова «Морфий», основанного на
автобиографических произведениях Михаила Булгакова «Записки юного
врача», Леонид Бичевин нашел время, чтобы поговорить с корреспондентом www.peopleschoice.ru о литературе, театре и актерском мастерстве.
Вам нравятся произведения Михаила Булгакова?
Больше
всего люблю «Роковые яйца» и «Театральный роман». А «Записки юного
врача» перечитал недавно и заново открыл для себя рассказы, где
раскрывается совершенно потрясающая энергетика автора. Несмотря на то
что Булгаков кажется молодым и наивным, в них тонко прочувствованы
революционные события, пережитые в 1917 году. Все его ранние рассказы –
художественные произведения, а не просто автобиография. В них есть
переосмысление человеком революционных событий и, что очень важно,
влияние на жизнь.
Алексей Балабанов сразу увидел в вас доктора Полякова или пришлось проходить пробы?
Само
собой, проходил пробы. Причем шел уже двадцать пятым актером. У
Балабанова был подобран парень на роль Полякова, но ему пришлось
отказаться из-за занятости в театре, а Балабанов требовал, чтобы актер
переехал в Питер и, грубо говоря, жил на съемочной площадке. И тогда
Леша позвонил и предложил принять участие в кастинге к новому фильму.
На пробах мне сразу примерили костюм и очки, сделали прическу, но
Балабанов был не уверен, заметил, что я повзрослел, а ему нужен был
герой помоложе. Но в результате предложил сместить акценты, потому что
увидел меня в роли Полякова. Пришлось приехать к нему и во второй раз –
на пробы сцены из фильма. Он сам их снимал, и я отметил, что после них
он довольный, значит, что-то получилось из моих стараний. В этот же
день мне позвонила ассистент по актерам и сказала: «Лень, тебя
утвердили».
Съемки проходили в Петербурге?
Не только.
Еще в Ярославле, Угличе и под Питером, в деревне Колтышево. Когда Леша
меня утвердил, я написал письмо в театр и меня отпустили на три с
половиной месяца. Я приезжал только на один спектакль в месяц, на
который не смог найти себе замену.
А в каком театре вы играете?
В
Вахтанговском. Сразу после окончания пошел туда. Студенты-актеры во
время учебы много ездят по театральным площадкам с отрывками из учебных
спектаклей. Мы целым курсом играли в РАМТе, в Вахтанговском, в ТЮЗе и
многих других. В дальнейшем я меньше ездил, потому что меня сразу
позвали работать в Вахтанговский. Но тем не менее продолжал помогать
сокурсникам – Агнии, Диме Кубасову, который потом сыграл в фильме
«Жизнь врасплох».
Агния Кузнецова, кстати, говорила, что пока не хочет играть в театре, потому что он обманул ее ожидания. А ваши?
Да,
Агния, немного отошла от театра. А мне Театр Вахтангова нравится, там
перемены большие происходят. Не буду лукавить – может быть, год назад я
готов был уйти. Но сейчас играю главную роль в спектакле «Троил и
Трисида».
Что вам ближе – театр или кино? Где больше хотите работать?
Наверное,
в театре. Хотя это очень провокационный вопрос, потому что все зависит
от того, как ты готовишься к роли. Например, когда я готовился
исполнить роль Полякова в «Морфии», мне пришлось полторы недели
просидеть запертым в огромной петербуржской квартире. И в этой
двухкомнатной старинной квартире с трехметровыми потолками я бродил из
угла в угол один, репетировал, готовил себя, уставал. Там получилось
полностью уйти в себя – в этой тишине и изоляции случалась медитация.
Театральный процесс совсем другой – ты ежедневно ему полностью
отдаешься. Театр и кино для меня совершенно полярные вещи.
Изолирование было требованием режиссера?
Нет,
просто совпало. Компания «СТВ», занимающаяся постановкой «Морфия»,
снимала такую квартиру для актеров. Я приехал на съемки, но снег,
необходимый по сценарию, так и не выпал, и я был предоставлен сам себе
– рисовал, перечитал кучу книг, сходил в клинику к наркоманам,
переслушал бесчисленное количество музыки. Вся съемочная группа
страдала и боялась, что не снимем кино. Я даже молился, чтобы выпал
снег. На следующий день он и выпал. А вот эта подготовка оказалась мне
очень полезной.
Как вы решили стать актером? Родители имеют отношение к кино?
Нет,
ни к кино, ни к театру родители отношения не имеют, но мама у меня
очень культурный человек – она преподает русский язык и литературу уже
больше 20 лет. Мама привила мне любовь к музыке и сводила меня в
театр, за что я ей очень благодарен. Она была первым человеком, который
позволил мне прикоснуться к творчеству, в том числе к актерской игре.
Долгое время не чувствовал себя привязанным к какому-то конкретному
занятию. Пробовал играть на гитаре, два года занимался боксом, затем
бросил, четыре года конным спортом, который тоже бросил. А после 9
класса пошел в сельскохозяйственный колледж в Коломне, но понял, что
это не мое, и решил попробовать в театральный. И вот актерская
деятельность меня действительно зацепила. Правда, были моменты на
втором курсе, когда меня хотели отчислить, но это процесс нормальный.
Обучаясь, встаешь на ноги, впервые с профессией соприкасаешься. В
какой-то момент был готов сам уйти, думал, что у меня ничего не
получалось. Но потом я собрался и взял себя в руки. К тому же мне
помогали однокурсники. Агния оказала помощь в отчетном упражнении,
которое надо было выносить на экзамен. И дальше уже все хорошо пошло.
Нет соперничества между вами и Агнией?
Что вы, никакого соперничества! Мы всегда радуемся друг за друга и стараемся поддерживать.
Кого бы вам хотелось еще сыграть и с каким режиссером хотелось бы поработать?
Я
бы с удовольствием сыграл шута из пьесы «Король Лир». А еще Сталкера из
«Пикника на обочине» братьев Стругацких. Сейчас катастрофически не
хватает времени, но хочется вернуться к литературе, почитать. Я давно
не думал, кого бы хотел сыграть, так как жизнь сама подкидывает роли.
Хочется сниматься у хороших режиссеров. В том числе и зарубежных. Мне
нравятся фильмы Алексея Попогребского и Александра Митты. Но больше всего хотелось бы оказаться на съемочной площадке у Тима Бертона.
Какое событие культурной жизни вас впечатлило в этом году?
Около
года назад я посетил фестиваль «Вишневый сад». В последний день
канадский цирк-театр показывал спектакль «Дождь». Я такого удовольствия
в жизни не получал от постановки. Сидел и радовался как ребенок, даже
заплакал в конце. В нем сочеталось торжество красоты, человеческого
тела, цвета, света при отсутствии определенной истории. Это была
настоящая феерия!