ДОСЬЕ от журнала GQ
"Подлецу все к лицу"
Леонид Бичевин – участник самых громких кинопремьер сезона «Закрытые пространства», «Однажды в провинции» и «Морфий».
Леонид
Бичевин – тефлоновый актер. В том смысле, что разные бывают мнения по
поводу фильмов, в которых он снимается. Но про него в любом случае
добавляют: «Зато там Бичевин очень хороший».
Продолжается это
чуть больше года, с тех пор как Леня, недавний выпускник Щукинского
училища, промелькнул – в парике и майке с надписью «СССР» – в
балабановском «Грузе 200». Это его персонаж, фарцовщик и пижон, завез
на глухой хутор обреченную дочку секретаря райкома (жертву играла
однокурсница Бичевина Агния Кузнецова). Потом был контуженный мулат из
«Однажды в провинции» Кати Шагаловой и несостоявшийся маньяк Веня из
«Закрытых пространств» Игоря Ворсклы.
До Щукинского Леня был студентом сельскохозяйственного училища в
Коломне, но потом, по собственным словам, захотел «легкой жизни,
популярности». На момент поступления в театральный у него уже был
некоторый артистический опыт (играл на гитаре, даже перед публикой
выступал) и собственная ролевая модель: «Мне Олег Меньшиков всегда
нравился, особенно в «Утомленных солнцем», – признается Бичевин. –
Очень хотел походить на него, даже волосы назад зачесывал.
Обаятельный, искрометный, но гад. И еще – несчастный человек. Я смотрел и думал, что во мне это все тоже есть».
В новом фильме Алексея
Балабанова «Морфий» Леонид отчаянно сыграл героя булгаковских «Записок
юного врача». Вредным привычкам подвержены все персонажи Бичевина, а из
всех возможных амплуа он отдает предпочтение обаятельным мерзавцам.
С однозначного гада – у Балабанова – Леня и начал (соврал на пробах,
что умеет водить машину, и сразу после утверждения побежал учиться –
теперь гоняет на BMW, уточняет, что на старой). Но со временем стало
понятно, что играть он может все, несмотря на очевидно наметившийся
крен в сторону нежных неврастеников. У Шагаловой его герой контужен не
столько условной шрапнелью, сколько глухой провинциальной жизнью и
грустными воспоминаниями о матери. Он проживает жизнь в бараке, но
иногда, по вечерам, после долгих уговоров залезает на крышу газика и
поет не совсем правдивую в данном случае балладу «Я свободен»
(«Средненько спел», – комментирует Леня). У Ворсклы его герой – гей и
сирота, в разборках прошлого десятилетия потерявший брата. Годами не
выходит из квартиры, пока не знакомится с разносчицей пиццы в
исполнении Маши Машковой – сначала берет ее в заложницы, а потом
понимает: родственная душа. «Я очень хотел Веню сыграть. Это
современный персонаж, который силой воли разрушает какие-то границы,
освобождает себя», – говорит Бичевин, которого на эту роль позвали
после «Груза», но утвердили не сразу.
За скрытый нерв, за внутреннюю сосредоточенность, за способность
стремительно менять регистр (вот здесь – нормальный, а вот здесь –
почти безумен) Балабанов выбрал его и второй раз – на главную роль в
«Морфии», экранизации ранних рассказов Булгакова по сценарию Сергея
Бодрова-младшего. И тоже выбрал не сразу – сначала был долгий и, как
оказалось, безрезультатный кастинг. Леня фигурировал в списках, и
открывшая его ассистент по актерам Татьяна Лелик с самого начала ни в
чем не сомневалась. Но Балабанову казалось, что он выглядит старше
своих двадцати трех – а надо бы моложе. Потом наконец режиссер сам
позвонил Бичевину: «Будешь играть?» – «Конечно, буду».
Снимали прошлой зимой и весной в Тверской и Ярославской областях,
борясь с отсутствием положенного по сценарию снега. Леня – талантливый
молодой доктор Поляков (Балабанов утверждает, что «гений медицины»),
впоследствии морфинист – дубль за дублем шел на камеру в одном белом
халате, дрожал, но продолжал ходить туда-сюда часами, пока не зашло
зимнее солнце. «Сначала, – рассказывает Бичевин, – Поляков уверен в
себе, в нем есть чувство собственного достоинства. Я встречался с
такими людьми, в них присутствует сознание того, что они дарят жизнь.
Такой стержень». Леня вообще много с кем встречался, готовясь к роли, в
том числе – с героиновыми наркоманами. Они помогли ему понять природу
зависимости и сыграть человека, в котором внутренний стержень
разрушается морфием, запутанными отношениями с женщинами и пожирающей
уездную жизнь революцией.
Актер Бичевин обладает удивительной способностью балансировать на грани безумия. Но к самобичеванию не склонен.
«Необычное кино получилось, красивое. Даже на Балабанова не совсем
похоже, – говорит Леня теперь, когда фильм закончен и вот-вот выйдет в
прокат. – Может быть, по психологическим приемам, мизансценам – его
стиль, но по картинке он, мне кажется, сознательно старался уйти от
себя. Даже если с фильмом «Про уродов и людей» сравнивать. Время то же
самое, а получилось нечто совсем другое».
После того как на съемках «Однажды в провинции» ему нещадно сожгли
челку (каждый день гримировали под кудрявого мулата), а на «Морфии»
проморозили до костей, Бичевин над прежними мечтами о «легкой жизни»
только посмеивается. Говорит, что по-настоящему ощутил свою работу
работой после премьеры «Груза 200» – когда начались съемки для журналов
и пришлось думать, как одеться на премьеру и что отвечать на вопросы
журналистов. «Боялся, что кто-то воспримет фильм всего лишь как
провокацию, – признается актер. – Были люди, которые подходили и
говорили: «Блин, ты снялся в «Грузе 200»? Здорово, поздравляю. Только я
его смотреть не буду. Наотрез».
Сразу после выпуска из
театрального Училища имени Б. Щукина Бичевин был зачислен в труппу
Театра им. Евг. Вахтангова, где играет в свободное от съемок время.
Над «популярностью», о которой тоже мечтал, Бичевин иронизирует не
меньше. Рассказывает, как в Минске (где с другим прошлогодним
дебютантом Евгением Антроповым снимался в телевизионном фильме) в кафе
к ним подсела нетрезвая девушка семнадцати лет: «Где-то я вас видела».
Бичевин, Антропов и их режиссер Егор Анашкин представились студентами
машиностроительного, но потихоньку, из любопытства, перевели разговор
на кинематограф. Женя про свой «Кремень» спросил – да, смотрела,
«крутое кино». Леня – про «Груз 200». Тоже смотрела, но не понравилось
– «что-то актеры какие-то хреновые». Долгая пауза.
То, что фильм Балабанов закончил с Бичевиным – хороший знак. Среди
актеров этот режиссер известен в том числе и тем, что иногда озвучивает
фильм не с тем, кто в нем сыграл – чтобы голосом исправить то, что не
удалось на съемках. И мерзавца Валеру, и доктора Полякова Бичевин
записал сам. Не права, выходит, все-таки девушка из Минска – хороший
актер.
Текст: МАРИЯ КУВШИНОВА.
Фото: АНЯ ЧИБИСОВА. АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА:
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ГОЛЬБЕРТ. СТИЛЬ, МАКИЯЖ, ГРУМИНГ: МАРИНА ГАВРИЛОВА.
ПРОДЮСЕР: АНТОН ТИТОВ. РЕДАКЦИЯ ВЫРАЖАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ МАГАЗИНУ BOSCO
DI CILIEGI И ЛИЧНО ЖАННЕ КАУНЕЛЬСОН ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ СЪЕМКИ
N10 Октябрь 2008