(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью) Журналисты,
которые смотрят спектакли 360 дней в году, часто призывают закрыть
добрую половину московских театров. Отвечаешь им - «а вдруг
да найдется, режиссер, который сумеет наладить дело?» — но сам
не веришь собственным словам. Где ж его, родимого, взять-то? Театр
имени Вахтангова нашел, где взять. И пригласил на должность
художественного руководителя Римаса Туминаса — режиссера Малого театра
города Вильнюса.
Туминас — один из лучших режиссеров Европы,
в Москве и Петербурге видели много его постановок: «Улыбнись нам,
Господи» и «Три сестры», «Вишневый сад» и «Маскарад», «Мадагаскар»
и «Эдип-царь». Два его спектакля — «Играем Шиллера» и «Горе от ума» —
в афише «Современника», а «Ревизор» несколько лет держался в репертуаре
Театра Вахтангова. Но - одно дело, режиссер, работающий в своей стране
и своем доме, иногда появляющийся в другом театре, другое дело —
руководитель московского академического коллектива, кичащегося своими
традициями.
Римас Туманис в Вахтанговском театре
Когда Римаса Туминаса, в новом качестве, представили в прошлом году
труппе, было сразу видно, кто и как отнесся к новому
назначению. На лицах Владимира Этуша, Василия Ланового и других
старейшин читалось недоверие, Сергей Маковецкий и Людмила Максакова,
напротив, сияли, Максим Суханов не пришел, это можно было счесть дурным
знаком. Но что значит умный руководитель! Он занял Ланового и Ирину
Купченко в работе над двумя одноактными пьесами, предложил любимому
режиссеру Суханова — Владимиру Мирзоеву — выпустить «В ожидании Годо»
Беккета, сам немедленно приступил к шекспировской пьесе «Троил
и Крессида», а пока суть да дело, хореограф Анжелика Холина сделала
отличный спектакль «Берега женщин» с молодыми актерами, выпускниками
Щукинской школы. Таким образом, Туминас предложил актерам хорошие
роли — а это настоящая панацея от внутритеатральных интриг.
После премьеры «Троила и Крессиды» стало ясно, что Туминас вывел
вахтанговский театр в лидеры сезона. Представить, что за столь короткий
срок из таких разных актеров удастся сложить мощный ансамбль, было
невозможно. Леонид Бичевин и Евгения Крегжде, Владимир Симонов и Юрий
Красков, Евгений Косырев и Сергей Епишев, Олег Макаров и Артур Иванов,
Анна Антонова и Олег Лопухов, Владимир Бельдиян и Мария Аронова, Михаил
Васьков и Анатолий Меньщиков, Александр Рыщенков, Валерий Ушаков
и Александр Граве? Народные, заслуженные, убеленные сединами, и совсем
молодые, неизвестные — все превосходны. В многонаселенном спектакле нет
ни одной проходной роли. Музыка Фаустаса Латенаса и сценография Юлиана
Табакова — строги, функциональны, выше всяких похвал. Вообще,
поразительной красоты и поэтической образности спектакль.
|