Понедельник, 12.04.2021, 06:54 | Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » ТЕАТР » О спектаклях

“Белая акация” И.Дунаевского в Театре им. Е.Вахтангова, реж. Владимир Иванов


Пишет _arlekin_

С "Белой акацией" случилась удивительная история. В том, что дипломный спектакль Щукинского училища взяли в постоянный репертуар театра имени Вахтангова, ничего уникального нет, хотя сравнительно недавний аналогичный эксперимент с "Собакой на сене" курса Шлыкова вне оказался очевидно неудачным. Но тогда хотя бы выпускников Щуки, занятых в студенческой постановке, не принимали в труппу поголовно. Дело, однако, в другом. Как правило, т.н. "серьезные критики" склонны переоценивать работы с претензией на содержательную глубину и эстетическую оригинальность (неважно, насколько такие претензии оправданы результатом) и недооценивать качественно сделанные, но не претендующие на многое спектакли комедийно-развлекательного плана. "Белая акация" - вещица заведомо развлекательная, ни на что кроме легкости восприятия и всеобщего хорошего настроения изначально не рассчитанная. Тем необычайнее реакция на нее "продвинутой публики", включая и самых придирчивых ее представителей. Инна Натановна Соловьева, известная своей строгостью и прозорливостью, с восторгом расписывала ее мне - правда, еще весной и смотрела она "Белую акацию", стало быть, в качестве студенческого спектакля. Не берусь судить, насколько он был лучше нынешнего - вообще-то, по-хорошему, перенесенный на стационарную сцену спектакль должен в оправдание своего нового статуса прирастать достоинствами, а не умаляться. Но сегодня, когда "учебная" в основе своей постановка Иванова официально признана полноправным репертуарным спектаклем, к ней и подходить следует с соответствующими мерками и ожиданиями. То, что увидел и услышал я, меня совершенно обескуражило.

Для начала - почти все молодые артисты, начиная с исполнительницы главной роли Ольги Немогай (героине которой, между прочим, по сюжету прочат поступление в консерваторию), плохо поют. Аргумент "но они же не певцы" не принимается - во-первых, "Белая акация" - оперетта, а не просто пьеса с вставными музыкальными номерами, и ее надо петь; во-вторых, раз взялись петь - извольте не лажать; а в-третьих, Школа-студия МХАТ, поди, тоже не танцоров выпускает, а посмотрите "Кармен.Этюды" или "Стравинский.Игры" Аллы Сигаловой! Еще хуже, что помимо того, что участники постановки молоды и энергичны, у большинства из них других видимых достоинств не обнаруживается, и речь не только об исполнительском мастерстве, но и просто о внешних данных. Уж главная-то героиня, Тося Чумакова, должна быть трогательной и обаятельной! А партнер ее, Александр Константинов (на роль Кости не подходящий ни по каким статьям, разве что фамилией) - ну просто как есть пустое место, а ведь из-за него по сюжету подруги поссорились! Со второй главной парой, "отрицательной", дело, к счастью, обстоит получше - жуликоватый Яшка-буксир и особенно его ветреная подруга Лариса, желающая еще и Костю за собой сохранить (Артур Иванов и Мария Волкова) - образы достаточно яркие, и вокально тоже более выигрышные. Персонажи второго плана по большей части гримасничают в духе провинциальной оперетки, хотя есть и среди них относительные удачи: вечно влюбляющиеся в одних и тех же девушек Леша и Саша (Антон Шурцов и Иван Пачин) - вполне милые, в массовке тоже есть хорошие ребята и девочки, но в целом зрелище скорее печальное, чем смешное.

Несправедливо было бы все валить на вчерашних студентов. Чего стоит один только бело-голубой - небо в облаках - задник, про который уж точно не скажешь, что он "идеально натянут, как в спектаклях Боба Уилсона", куда там: криво сшитый из вертикальных полос, он жутко морщит (хоть мне и дали всего лишь входной без места, уселся я в середину первого ряда и все это убожество буквально бросалось в глаза), а развешанное как бы для просушки белье на штанкетах и озеленение растениями в горшках, право же, и по меркам студенческой постановки выглядит жалко. Брызгать в зал водой, чтобы зрители ощутили себя как на празднике Нептуна - вообще западло, праздник надо более изобретательными средствами создавать, а если фантазии не хватает - переквалифицироваться в управдомы. Зачем нужно проговаривать вслух ремарки, если и без того задана "игровая" ситуация? А включение в музыкальную партитуру спектакля отдельных мотивчиков и целых сочинений Дунаевского, не имеющих прямого отношения к "Белой акации" - что оно дает? Добро бы еще это было сделано с умом и со вкусом, но когда в ход идут и "А ну-ка, девушки", и "Капитан, капитан, улыбнитесь", и "Как много девушек хороших", и "Советский цирк", и "Молодежная" из фильма "Волга-Волга", и многое другое, что-то в инструментальном исполнении, что-то слегка напетое, а что и поданное с пафосом, как высшее достижение всего, чему научились студенты Иванова в Щуке.

Ладно, в конце концов, как относиться к не слишком тонкому и не всегда умелому студенческо-капустническому комикованию - дело вкуса, а как воспринимать сам факт обращения к одесской теме в ее советском изводе в тот момент, когда сегодняшняя независимая Украина стоит следующей после Грузии в очереди жертв русской империалистической агрессии - вопрос политических взглядов (а все ж таки интересно, как отнесся бы Туминас к постановке музкомедии про счастливую жизнь в советской Литве?). Но есть моменты, которые вне вкусов и взглядов. Я бы выделил два, хотя их больше.

Первый: понятно, что "Белая акация" - игра в советскую оперетту, однако и у игры есть свои правила. Их основы выработаны еще самыми первыми "Старыми песнями о главном", заложившими традицию всех современных, в том числе и театральных, ретро-проектов (в первой половине 90-х никто в страшном сне не смог бы представить, что спустя несколько лет ностальгия по СССР станет общим местом, и не просто как забава, но как культурная и политическая реальность). Там при всей заведомо игровой ситуации тем не менее выдерживались определенные стилистические и хронологические нормы, и "ностальгируя" по сталинскому колхозному мифу, никто не пел "Хмуриться не надо, Лада", а обращаясь к мифологии застоя, за основу брали "Иронию судьбы", а не "Кубанских казаков". В "Белой акации" используется все, что подворачивается под руку и кажется пригодным. И из музыки Дунаевского - хотя исполняемая дважды, второй раз - на бис в эпилоге, песня "Каким ты был, таким остался", с продолжением "орел степной, казак лихой", неуместно и нелепо звучит в контексте темы городской, одесской, приморской - ну совсем не в ту степь (подводная лодка в степях Украины!). Глупо требовать "историзма" от ретро-оперетты? Наверное. Но не вешает же сценограф на задник двуглавого орла вместо красной звезды - стало быть, заявленные правила игры театром принимаются. И тут же нарушаются.

Второй - участие в спектакле Леонида Бичевина. Которое, кстати говоря, для меня оказалось полным сюрпризом. Сам факт его наличия и то, что он занят не только в "Троиле и Крессиде", как я думал, а хотя бы еще где-то и как-то, должен, казалось бы, радовать. Но в каком качестве он занят! В то время как главный романтический герой в постановке практически отсутствует, то есть отсутствует достойный исполнитель, Бичевин, в кино играющий главные роли, и в самых знаковых фильмах последних лет, в "Белой акации" бегает в массовке, изображает в секстете одесситов в первом действии заикающегося парня, а во втором - почти бессловесного китобоя и, до кучи, кинооператора, который носится с бутафорской камерой, почему-то в тюбитейке и с подрисованными усиками, видимо, для того, чтобы не спутали с китобоем. У меня уже был случай высказать Римасу Владимировичу напрямик, что при такой, с позволения сказать, "занятости" в театре артиста, необыкновенно востребованного кино, можно запросто потерять, а другого подобного не найти. Но оказалось, увы, что Туминас ни одного фильма с участием Бичевина не видел, "звездой" его не считает и ставить специально на него не собирается. Но хотя бы в "Белой акации", раз Иванов его в нее ввел, ему можно было бы дать роль более соразмерную его способностям - а Бичевин, в отличие от некоторых своих молодых партнеров, и поет прилично, и двигается хорошо. Нет, шестой заика в массовке - и все.



Источник: http://www.teatr-live.ru/2008/12/belaya-akatsiya/
Категория: О спектаклях | Добавил: Fill (03.02.2009)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории каталога

О спектаклях [3]
в которых участвовал/участвует Леонид
«Троил и Крессида» [12]

Форма входа

Поиск

В ИНТЕРНЕТЕ:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Какие работы Леонида Вам нравятся?
Всего ответов: 1328

Обновления