Ведомости, 10 ноября
2008 года
Александра Машукова
Для
первой своей премьеры в должности худрука Театра им. Вахтангова Римас
Туминас выбрал пьесу Шекспира «Троил и Крессида», которую ставят очень
редко.
Перед нами
пыльный склад: в кучу свалены стулья, табуретки, мешки. Троянская война
идет уже семь лет, и все давно устали. На одной враждующей стороне —
греки: величественно-медлительные, завернутые в белые халаты, а задень
их — так впадут в истерику. На другой — троянцы: эти храбрецы едва
видны из-за своих огромных щитов. Большинство античных героев — пигмеи
с уязвленным самолюбием. Эней чуть что становится в гордую позу:
разводит в стороны полы своей плиссированной юбки, да так и замирает,
напоминая высокомерную девочку в детском саду. У Париса плаксивое лицо,
а пухлый Аякс весь в перевязочках, как младенец. Малорослый Ахилл
демонстрирует силу атлета под восхищенными взглядами своего гигантского
возлюбленного — Патрокла, в женском одеянии и с колокольчиками на
перстах.
Все актеры
(от Марии Ароновой — дебелой Елены Прекрасной с неподвижным набеленным
лицом до Сергея Епишева — Патрокла) играют смешно. Получается этакий
комикс в духе фильмов про Астерикса и Обеликса, где римляне тоже
представали форменными идиотами. Но комикс черный: эти герои не просто
инфантильны — они опасны: в их руках деревянный таран войны, который
легко превращается в молох.
Интересно,
что фарсовое раздолье, в которое пускается режиссер, не противоречит
пьесе Шекспира. В «Троиле и Крессиде» на положительного героя тянет
лишь Гектор, в поединке пожалевший Аякса. Все остальные — циники,
понимающие, что война бессмысленно затянулась, но продолжающие эту
волынку. Какие тут боги Олимпа? Сами все делают, своими руками.
Англо-американский поэт Уистен Хью Оден в «Лекциях о Шекспире», только
что изданных у нас, советует постановщику этой пьесы придать персонажам
«карикатурность в духе Диккенса»: «Агамемнону, Менелаю, Ахиллу, Аяксу
надлежит выглядеть великанами. Патроклу — педерастом с Пятьдесят второй
улицы, Елене — дорогой шлюхой». Туминас движется в том же направлении.
Однако
пьеса называется «Троил и Крессида», а значит, в ее основе должна быть
история любви. Но нет, любовью тут тоже не пахнет. Троянский царевич
Троил (Леонид Бичевин) и дочка жреца Крессида (Евгения Крегжде)
по-настоящему друг друга и не видят. Скорее отрабатывают ситуацию:
выросли — так пора влюбиться, пришли на свидание — надо как-то
договариваться, тем более что руководит ими опытный сводник Пандар
(Владимир Симонов). А потом воинственный Троил как-то очень быстро
соглашается, чтобы его невесту отдали грекам, а Крессида идет там по
рукам. И тогда нота какой-то заторможенной печали, с первых же минут
придававшая спектаклю Туминаса иное, не фарсовое измерение, начинает
звучать в полную силу. Все зашло слишком далеко, человечество
проиграло: на поле боя вот-вот слетятся другие, потусторонние, силы.
Становится страшно. И совершенно не смешно.
Источник: http://www.smotr.ru/2008/2008_vaht_troil.htm |