Римас
Туминас – режиссер неординарный, назначение его художественным
руководителем театра им. Вахтангова – ещё более необычное событие. А
его первая постановка в теперь уже «домашнем» театре стала просто
удивительной. Мало кому знакомая пьеса Шекспира «Троил и Крессида» в
своеобразном видении режиссера стала одной из значимых постановок
первой половины театрального сезона.
В «Троиле и Крессиде» рассказывается история, произошедшая
во время и на фоне Троянской войны. Но в отличие от других произведений, где
всегда на первый план выдвигалась сама война с историей любви Елены и Париса и
трагичной гибелью Гектора в борьбе с Ахиллом, у Шекспира повествование
посвящено истории любви другого сына троянского короля Приама - Троила.
Римас
Туминас - режиссер, чувствующий время и понимающий, что театр сегодня не может
не отражать современность даже в материале про события тысячелетней давности. А
потому в его «Троиле и Крессиде» рассказывается не просто история любви, с
помощью греческо-троянского антуража он пытается изобличить и сегодняшнее
время, сегодняшних героев. Надо заметить, что это у него получается.
Главным героем спектакля можно смело назвать дядю Крессиды
Пандара (Владимир Симонов), который начинает повествование и ведет героев,
невидимой нитью вырисовывая как будто уже заранее известный ему финал. Он
рассказывает Троилу (Леонид Бичевин) про племянницу и убеждает его, что
Крессида достойна его и красивее Елены, из-за которой и развязалась война, уже
седьмой год сотрясающая Трою. Крессиде (Евгения Крегжде) он также показывает
среди возвращающихся с поля битвы воинов Троила и убеждает её, что он самый что
ни на есть лучший кандидат в мужья (правда, в контексте пьесы уместнее будет
сказать любовники). Но если Троил сразу же воспылал желанием встретиться с
Крессидой, то Крессида спорит с дядей, замечая красоту и других греческих
мужей. Эта сцена ещё напомнит о себе и в конце спектакля, когда Крессида уже в
Греции пустится во все тяжкие.
Но до того они всё же встретятся и даже успеют «полюбить»
друг друга под чутким и довольно-таки откровенным руководством дяди. После чего
Крессиду отправляют к грекам, чему Троил не очень печалится, зато наигранно с
ней прощается, клянется в любви и верности, чего требует и от неё. Зачем он это
делает - непонятно, ибо практически сразу ясно что девушка нарушит все клятвы
данные возлюбленному - то ли от злости
на Троила, то ли от внутреннего распутства.
На этом, впрочем, историю любви можно считать рассказанной,
но как уже говорилось выше, Туминас не делает акцент на этом. В его спектакле
главным героем является фарс, который представляет из себя и вся надутая война,
и Елена, ставшая причиной этой войны и Парис (Олег Лопухов), представленный у
Туминаса хлюпиком, нытиком и подкаблучником Елены. Ахилл (Виктор Добронравов)
никак не налюбующийся своей силой и красотой, все греческие мужи и всё вокруг в
целом. Война представлена в спектакле особо (сценография Юлиана Табакова) -
повсюду разбросанные предметы интерьеры, камни - всё в пыли семилетней войны.
Орудием войны и передвижения героев является свисающий с потолка огромный
карандаш.
Ахилл и Патрокл (Сергей Епишев) и вовсе предстают перед нами
гомосексуальной парочкой. Но особого внимания заслуживает, конечно, Елена
(Мария Аронова). Её образ является апофеозом не только первого акта спектакля,
но и всей концепции постановки в целом. Она предстает перед зрителем в черном
плаще, заметно постаревшая, с хриплым голосом и потухшим видом. Вещает она,
стоя на возвышении в картинной раме, у ног её Парис. В завершение своей речи
она распахивает плащ, под которым скрываетя абсолютно обнаженное тело (конечно,
не Марии Ароновой, а сшитое из тканей). Парис припадает к венцу падения
человечества и тут же становится очевидной и пустота войны, устройства общества
и всего существующего в целом.
Все свои речи герои произносят как будто в никуда, как будто
никому и как будто всем все на самом деле ясно - и для чего война, и какие они на
самом деле смешные и глупые, и что всё это закончится довольно-таки грустно и
печально для многих участников действа. Только Гектор (Артур Иванов) выделяется
из этой глупой и давно деградировавшей толпы, его-то и ожидает самая незавидная
участь.
«Троил и Крессида» - несомненно, очень сатиричный спектакль,
каждое слово и действие героев сопровождаются режиссерским стебом. Но в то же
время он изобличителен, и изобличение это ужасно. Деградация общества показана
Туминасом в самых ярких красках, в самых своих заплесневевших видах. И кто бы
мог сказать, что это Шекспир, но, тем не менее, это так. И кто бы мог подумать,
что это так современно, но, к сожалению и это так. Ведь изобличается общество
совсем не времен Троянской войны, и даже не Англии XVII века, когда была написана пьеса, а
наше с вами современное общество - XX века, от того этот фарс и становится
трагичным.
Мария Терлецкая, фото: Валерий Мясников
|