Каждый человек рано или поздно должен подойти к
определённому возрастному рубежу, где все важные события его детства и юности
анализируются, перерабатываются, и, подобно золотым слиткам, отливаются в опыт.
Этот опыт составляет основу жизни каждого из нас; иногда он помогает, даёт
точку опоры, а иногда притягивает к земле всей тяжестью страшных, болезненных
воспоминаний о пережитом. Сможем ли мы справиться с этими воспоминаниями -
вопрос, рано или поздно встающий, возможно, перед каждым. Кинокартина «Закрытые пространства», выходящая 14 августа в
ограниченный прокат, рассказывает о трёх молодых людях, волею судьбы сошедшихся
именно в такой момент времени, когда каждый из них должен повзрослеть, поумнеть
и, главное, избавиться от травм прошлого.
В главных ролях - Мария Машкова, Леонид Бичевин, Олег
Макаров и Нелли Уварова. Режиссёром фильма выступил Игорь Ворскла, для которого
«Закрытые пространства» стали дебютом на большом экране.
Ещё до выхода картины ходили слухи, что зрителей ждёт чуть
ли не первая в стране кинолента о жизни
молодёжного течения «эмо», однако об «эмо» в фильме не сказано ни слова.
«Закрытые пространства», скорее, изящная история об одиночестве трёх, история
красивая, но неглубокая. Главный герой фильма Веня (восходящая звезда Леонид
Бичевин) страдает агорафобией - боязнью открытых пространств. Веня частенько
посещает психотерапевта (Александр Ф. Скляр), который на одном из сеансов
советует ему обустроить личную жизнь, ускорить процесс выздоровления,
дескать. Совет хорош, однако постоянной
подруги у Вени нет, а выходить на улицу он не может из-за болезни. Что делать?
Правильно, нужно вызвать пиццу на дом. Логика проста: разносчица наверняка
окажется симпатичной юной девушкой с лицом Марии Машковой, которую Веня попытается
изнасиловать, однако, неудачно. Чудесным образом молодые люди сблизятся, и к
ним присоединится лучший друг героя Ростислав (Олег Макаров); вместе им
предстоит разобраться в себе и своём прошлом, залечить старые раны и заново
научиться жить.
Два безусловных и неоспоримых плюса картины - это актёрский
состав и музыкальное сопровождение. Ещё малоизвестные Маша Машкова, Леонид
Бичевин и Олег Макаров заявляют о себе как о вполне серьёзных актёрах,
способных, очевидно, на многое. А уж о саундтреке, написанном блистательными
Леонидом Фёдоровым и Владимиром Волковым и говорить нечего: музыка тепло и
осторожно поддерживает происходящее на экране, обволакивая и согревая зрителя.
Назвать «Закрытые пространства» полностью артхаусным кино
нельзя. Фильм действительно наполнен туманными
метафорами и фрейдистскими подтекстами: у каждого из трёх героев свои особенные, специфичные отношения
с отцом или братом, каждый из них по-своему пытается пережить обиды и травмы
детства. Однако содержание картины, увы, проигрывает насыщенности видеоряда:
кажется, создатели настолько увлеклись процессом визуализации, что возможность
показать всю глубину своих персонажей попросту проигнорировали. Сказочный «дом
под крышей» вдруг наполняется фантастическим количеством свечей, откуда не
возьмись появляется уже наполненный водой надувной бассейн, а между уснувшими
героями романтично копошится материализовавшийся из воздуха кролик.
Картину вполне можно было бы назвать эдакой лёгкой фантазией
на темы Франсуа Озона: в фильме действительно ощутимо влияние знакового
француза, но дальше намёков создатели фильма пойти не рискнули. Эротичность
(мнимая гомосексуальность одного из героев) только добавляет картине аналогий, она
сочетается с опасностью и изящной сатирой, но всё это зрителям преподносят как
бы осторожно, небольшими дозами плацебо. Ироничные сцены драки двух массивных
владельцев крупной компании, лейтмотивом проходящие через весь фильм, вроде бы
и призваны разбавить основную сюжетную линию, однако сняты до обидного плоско,
так что с каждым повторением начинают всё больше и больше надоедать.
Впрочем, несмотря ни на что, «Закрытые пространства»
смотреть стоит. Дать картине однозначное
определение по схеме «хорошо - плохо» нельзя: вроде бы целостная лента вдруг обрывается достаточно смятым,
«клиповым» концом, сделанным как будто на скорую руку. Дойти в своей работе до
чего-то глубокого и важного создатели не смогли. Но и абсолютно поверхностным «Закрытые
пространства» назвать тоже нельзя: фильм балансирует где-то между претенциозной
красивой пустышкой и амбициозным, но не до конца проработанным серьёзным кино.
Какой стороне отдать предпочтение - решать зрителю.
Васса Петрова
|