Главная » Статьи » КИНО » Морфий (2008) |
В категории материалов: 20 Показано материалов: 1-1 |
Страницы: 1 2 3 ... 19 20 » |
![]() Сценарий был написан ещё Сергеем Бодровым-младшим. Литературной основой стала книга Михаила Булгакова «Записки юного врача». Одно из самых сильных произведений писателя, повествующее о жизни молодого доктора в больнице на периферии.Впрочем, перед просмотром фильма о Булгакове лучше и вовсе позабыть. «Морфий» несёт в себе другой, истинно балабановский посыл, от чего литературный первоисточник предстаёт в совершенно ином свете. Прежде всего, «Морфий» - это картина о наркотической зависимости двух людей на фоне стремительно развивающихся исторических событий.
Вокруг, следуя булгаковским «Запискам», «тьма египетская»: местные жители зачастую не признают медицину и слепо доверяют диким приметам и полусумасшедшим бабкам-целительницам. Беременную женщину с неправильным положением плода подвешивают за ноги к потолку, чтобы «ребёночек принял правильное положение»; во время родов дитя выманивают сахаром, а задыхающуюся девочку лечат молитвами. Поляков оказывается единственным врачом на целую округу, «воином света», которому приходится лечить все возможные болезни и частенько противостоять собственным больным и их родственниками.
Аналогии с ранней картиной Балабанова «Про уродов и людей» неизбежны. Фильм также поделён на маленькие части, также наводнён музыкой первой половины 20-го века. Однако «Про уродов и людей» - великое кино, целостная субстанция, мясорубка, через которую режиссёр прокручивает зрителя, чтобы вывести к точке наивысшей любви. «Морфий» же, увы, не лишён недостатков, пусть самых мелких и даже глупых (Танго «Магнолия», к примеру, звучащее в фильме, было написано много позже 1917 года - в 1931 году). Более того, как раз любовь в фильме практически отсутствует: режиссёр больше не приводит зрителя к некой константе любви, которая пронизывала «Про уродов и людей», взрывалась нефтяной скважиной в «Мне не больно», и заставляла атеиста креститься в «Грузе 200». Историческая правда по Балабанову - это разрушение, смерть всего старого, после чего остаётся только компания агрессивных гогочущих мужиков - воистину блоковских красноармейцев.
Фильм идеально воссоздаёт эпоху, дух времени: даже музыка для «Морфия» подобрана в основном из репертуара Александра Вертинского. Его «Кокаинетка», «кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы», становится лейтмотивом, временами звучащим навязчиво, но всё же очень точно подходящим фильму. Костюмы, декорации, лица - Балабанов воссоздаёт время с доскональной точностью. Не стоит искать в «Морфии» тех же глубоких, масштабных метафор, которыми был наводнён «Груз 200» или «Про уродов и людей». Фильм снят более прямолинейно и от этого, как кажется, немного теряет в весе. Возможно, зрителям придётся пересмотреть картину не один раз. Двенадцатый фильм культового режиссёра, безусловно, не самый лучший его фильм, но всё равно достойный образчик того, как нужно снимать кино. «Морфий» завершается сильнейшим финалом, который искупает многие огрехи картины, в истинно балабановском духе. Финалом, от которого по спине идут мурашки и ком подступает к горлу. Старый мир разрушается, зрители, сидящие в одном из первых кинотеатров, хохочут; почти через сто лет зрители, выходящие из современного кинотеатра, взбудоражены и взахлёб обсуждают увиденное. И это уже - победа. Васса Петрова, фото: кинокомпания СТВ |
Меню сайта |
---|
Категории каталога | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
|
В ИНТЕРНЕТЕ: |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Наш опрос |
---|
Обновления |
---|