(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью) Режиссер Алексей Балабанов снял кровавую психологическую драму Морфий по сценарию трагически погибшего в съемочной экспедиции пять лет назад Сергея Бодрова-младшего. Это второе обращение режиссера к литературному произведению, на этот раз – к наследию Михаила Булгакова. Пятнадцать лет назад Балабанов снял ленту Замок по мотивам романа Франца Кафки. Все остальные свои фильмы – Брат, Брат-2, Война, Про уродов и людей, Груз 200 – Балабанов снимал на основе оригинальных сценариев. В основе сценария Морфия
- автобиографический цикл рассказов Михаила Булгакова «Записки юного
врача». Главный герой, молодой доктор Поляков, получает назначение в
глухую деревенскую больницу. На дворе стремительный 1917 год - разгар
революции, но здесь тишь и глушь, и только зима, боль, страхи и
неуверенность неопытного эскулапа. Однажды, борясь за жизнь пациента,
Поляков ставит под угрозу свою собственную, и принимает морфий, чтобы
спастись. Болезнь отступила, но Поляков все так же впрыскивает морфий в
свою кровь, уверенный в том, что сможет остановиться в любой момент.
Многое из описанного в своих страшных записках Булгаков, будучи
сельским врачом, пережил сам, в том числе и пагубную страсть к морфию.
Мы бы никогда не увидели «Белую гвардию», «Мастера и Маргариту», да и
тот же «Морфий», если бы будущего писателя не выходили в родном Киеве
опытные профессора и близкие люди. Что касается фильма, то его финал
держится в строжайшем секрете, известно только, что Балабанов как-то изменил историю. Так что, у жизни и смерти равные шансы. В картине снялись Андрей Панин, Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте, а в главной роли - молодой актер Леонид Бичевин, открытый Балабановым в нашумевшем фильме Груз 200.
Часть натуры снимали в Угличе и Ярославле, часть — под Гатчиной.
Финальная сцена с массовкой в 250 человек пришлась на маленькие городки
Кашин и Калязин Тверской области – они остались почти такими же, как и
сто лет назад. Больничные сцены снимали в павильонах «Ленфильма». По
замыслу Балабанова,
цвет в фильме сильно погашен. Оператор Александр Симонов ( Бумер.Фильм
второй, Груз 200) постарался, чтобы в кадре было «темно и страшно». Так
легче передать атмосферу булгаковской повести.
|