Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин,
Сергей Гармаш, Светлана Письмиченко, Катарина Радивожевич, Юрий
Герцман, Александр Мосин, Ирина Ракшина, Юлия Дейнега.
Новый фильм Алексея Балабанова «Морфий», как и
снятые им «Груз 200» и «Про уродов и людей», вызвавшие бурю споров, не
предназначен для семейного просмотра. Но посмотреть картину,
несомненно, стоит. Литературной основой фильма стали ранние
автобиографические рассказы Михаила Булгакова «Записки юного врача» и
«Морфий». Сценарий ленты был написан около десяти лет назад Сергеем
Бодровым-младшим, Алексей Балабанов снял фильм в память о погибшем
друге.
Пересказывать сюжетную канву произведений,
включенных в школьную программу по литературе, – дело неблагодарное. В
двух словах: талантливый молодой врач Поляков (Леонид Бичевин)
приезжает в уездный город N, чтобы занять место немецкого врача, спешно
сбежавшего из страны накануне революции. В первый же день, пытаясь
спасти корчащегося в предсмертной судороге больного дифтерией, молодой
доктор подхватил заразу и попросил медсестру Анну Николаевну (Ингеборга
Дапкунайте) поставить ему укол морфия. Лекарство приносит не только
выздоровление, но и приятное забытье: в деревенской глуши молодой
доктор отрезан от прежней жизни, о которой напоминают теперь только
пошловато-сентиментальные романсы Вертинского на старом шипящем
граммофоне и снимок красивой актрисы, с которой, как угадывается, был
безнадежный и мучительный роман. Впрочем, кинолента является весьма
вольным прочтением рассказов классика русской литературы. Нескончаемая
унылая зима, абсурд и вязкая монотонность серых дней в картине отсылают
не столько к булгаковской прозе, сколько к произведениям Кафки (за
экранизацию романа «Замок» Балабанов уже брался – и вынужден был
признать полный провал).
Мир,
в котором оказался Поляков, темный, полный абсурда, способен погубить
все лучшее в человеке. «Диковатый народец», – мимоходом брезгливо
замечает фельдшер, показывая молодому доктору нехитрую обстановку
сельской больницы и рассказывая о местных нравах: здесь, в глуши,
повивальные бабки пользуются большим уважением и доверием, чем врач из
Петербурга – мучающуюся в схватках роженицу привязывают за ноги к
потолку, чтобы ребенок в утробе принял правильное положение, а гангрену
лечат заговорами и снадобьями. Талантливый хирург и клиницист с блеском
проводит сложные операции: сцены ампутации искромсанной ноги юной
деревенской красавицы, угодившей в мялку для льна, или трахеотомиии уже
синюшной от удушья девочки сняты настолько натуралистично и
скрупулезно, что зрители в зале, словно оказавшиеся в анатомическом
театре, невольно закрывают глаза. Ни успевший повидать всякое на своем
веку фельдшер, ни сестры милосердия не догадываются о том, что перед
тем, как взять в руки скальпель, молодой доктор забегает в кабинет и
лихорадочно листает пожелтевшие от старости медицинские справочники, а
в непроглядно темные вечера все чаще прибегает к спасительному уколу
морфия, не в силах справиться с ощущением бессмысленности жизни в
безнадежно больном мире. От безысходности не спасает даже пронзительная
любовь и преданность сестры милосердия Анны Николаевны, которая
поначалу горячо уговаривает доктора одуматься, а затем и сама
становится морфинисткой.
Пытаясь вырваться из замкнутого круга, молодой врач
приезжает в уездный город, чтобы пройти курс лечения от наркотической
зависимости. Но город уже охвачен революцией. Alter-ego доктора
Полякова – фельдшер больницы из соседнего уезда Горенбург, который с
первых минут знакомства заподозрил его в пристрастии к морфию, потому
что и сам использовал дефицитное лекарство не только для облегчения
страданий больных. Именно хитрый и пронырливый еврей-фельдшер, в
одночасье превратившийся в борца за революцию в кожаном плаще, с
наганом вымогающего у аптекаря дефицитный морфий, и становится в фильме
обобщенным образом «творца» революции, героем нового времени. Но
антисемитизм в картине Балабанова кажется плоским и слишком уж
бутафорским. Так, оказавшись в психиатрической лечебнице в поисках
спасения от морфия и абсурда окружающего мира, доктор Поляков, увидев в
окно, как борцы за революционные идеалы избивают барина, кричит в
распахнутую форточку что-то неразборчивое о «жидовских мордах».
Впрочем, к евреям «как-то не очень» Балабанов еще со времен «Брата».
Сбежав
из клиники, измученный герой в рваной и грязной больничной рубахе
приходит в поисках тепла и тишины в пустой храм, наполненный золотым
сиянием свечей. И батюшка накрывает корчащегося в ломке наркомана
епитрахилью, словно приняв его безмолвную исповедь и отпустив грехи.
История медленной деградации молодого доктора
Полякова разбита на краткие главы, название каждой высвечивается на
экране в старомодной виньетке. Главы становятся все короче, ритм
картины убыстряется, отражая меняющееся мироощущение героя, в последние
дни способного различать предметы и оттенки окружающего мира только
после очередного укола. Жизнь морфиниста обрывается в прокуренном зале
провинциального синематографа, где безудержно ржет над пошлыми
картинками на экране быдло, которому революция дала оружие и
безграничную власть. Воткнув себе в ногу последний укол, он пускает
пулю в лоб. Но смерь Полякова остается незамеченной, не смолкает ни
гомерический хохот, ни музыка – зал, да и весь мир вокруг, охвачен
наркотическим угаром насилия и жестокости.
|