Сестра, морфию! Булгаковский наркотик на широких экранах
Режиссер Алексей Балабанов снял кровавую психологическую драму Морфий по сценарию трагически погибшего в съемочной экспедиции пять лет назад Сергея Бодрова-младшего. Это второе обращение режиссера к литературному произведению, на этот раз – к наследию Михаила Булгакова. Пятнадцать лет назад Балабанов снял ленту Замок по мотивам романа Франца Кафки. Все остальные свои фильмы – Брат, Брат-2, Война, Про уродов и людей, Груз 200 – Балабанов снимал на основе оригинальных сценариев. В основе сценария Морфия
- автобиографический цикл рассказов Михаила Булгакова «Записки юного
врача». Главный герой, молодой доктор Поляков, получает назначение в
глухую деревенскую больницу. На дворе стремительный 1917 год - разгар
революции, но здесь тишь и глушь, и только зима, боль, страхи и
неуверенность неопытного эскулапа. Однажды, борясь за жизнь пациента,
Поляков ставит под угрозу свою собственную, и принимает морфий, чтобы
спастись. Болезнь отступила, но Поляков все так же впрыскивает морфий в
свою кровь, уверенный в том, что сможет остановиться в любой момент.
Многое из описанного в своих страшных записках Булгаков, будучи
сельским врачом, пережил сам, в том числе и пагубную страсть к морфию.
Мы бы никогда не увидели «Белую гвардию», «Мастера и Маргариту», да и
тот же «Морфий», если бы будущего писателя не выходили в родном Киеве
опытные профессора и близкие люди. Что касается фильма, то его финал
держится в строжайшем секрете, известно только, что Балабанов как-то изменил историю. Так что, у жизни и смерти равные шансы. В картине снялись Андрей Панин, Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте, а в главной роли - молодой актер Леонид Бичевин, открытый Балабановым в нашумевшем фильме Груз 200.
Часть натуры снимали в Угличе и Ярославле, часть — под Гатчиной.
Финальная сцена с массовкой в 250 человек пришлась на маленькие городки
Кашин и Калязин Тверской области – они остались почти такими же, как и
сто лет назад. Больничные сцены снимали в павильонах «Ленфильма». По
замыслу Балабанова,
цвет в фильме сильно погашен. Оператор Александр Симонов ( Бумер.Фильм
второй, Груз 200) постарался, чтобы в кадре было «темно и страшно». Так
легче передать атмосферу булгаковской повести.
С кастингом актеров возникали постоянные пертурбации. Так, например,
помещика, Василия Осиповича, живущего по соседству с доктором, играет Сергей Гармаш.
Но изначально на эту роль планировали Никиту Михалкова, у которого в
последний момент выплыли свои съемки, и он не смог совместить графики. Андрей Панин играет фельдшера, помощника доктора. Инга Дапкунайте
будет Анной Николаевной - это главная женская роль. Поговаривают, что
ради этого фильма актриса на время бросила все свои заграничные
проекты. Вторую даму Полякова – Екатерину Карловну – должна была
сыграть Рената Литвинова, но томная блондинка неожиданно отказалась. Балабанову пришлось по наводке знакомого режиссера взять на эту роль известную сербскую актрису Катарину Радивожевич.
А основные сомнения у режиссера были по поводу главного героя.
Перебрали десятки молодых претендентов, но нужного типажа так и не
нашли. Бичевина же и вовсе изначально отодвинули в сторонку: Балабанову показалось, что актер выглядит недостаточно молодо. И лишь когда съемки уже невозможно было откладывать, Балабанов все-таки позвонил Леониду.
Сложности возникали не только с актерским составом. Прошедшая зима
совсем не радовала обилием снега, потому на натуре пришлось применять
искусственную метель, что существенно увеличило смету. Да и с костюмами
героев пришлось повозиться, а главная засада случилась с тулупами из
овчины, которые постоянно фигурируют в кадре (деревня, как-никак).
Выяснилось, что такие тулупы производят только в Татарстане и вывезти
оттуда это обмундирование невозможно. А ношеные армейские давно
исключены из списка амуниции, списаны и уничтожены. Вот эти-то
«списанные» единицы и искали по всем российским гарнизонам. Настоящие в
кадре только аксессуары. Очки, саквояжи, зонты, перчатки и, конечно,
наганы военных. С этим «добром» проблем было как раз меньше – помогли
петербургские и московские антиквары.
Но, несмотря на все тернии, создатели фильма все-таки пробились к
звездам, и уже в этот четверг мы сможем оценить, насколько хорошо это у
них получилось. От себя добавлю, что как человек, умудрившийся
просмотреть это кино в секретных архивах Центра до его премьеры, я
сделал такие выводы. Морфий – это качественное балабановское
кино. Это тот самый фильм-депрессия, который ни в коем случае не
порекомендуешь к просмотру влюбленным парочкам, семьям с детьми и лицам
с неустойчивой психикой. Правда, как мне показалось, тема наркотиков в
фильме раскрыта не полностью. Режиссер почему-то проставил акценты на
ужасах врачебной практики в глубинке без необходимого оборудования,
когда врачу приходится одновременно быть и терапевтом, и гинекологом, и
хирургом. На таком фоне страдания морфиниста смотрятся как-то
неубедительно. Однако самые мурашкокожадробительные впечатления после,
и во время просмотра, вам все-таки обеспечены. |