07.08.2008 17:17:03
Режиссёр и автор сценария «Закрытых пространств» Игорь Ворскла утверждает, что его фильм «Закрытые пространства»
- для нынешних двадцатилетних и про них. Кто именно послужил
прототипами героев – неизвестно, но все поголовно герои картины, как
двадцатилетние, так и старшее поколение, получились довольно странными.
Разбиралась в странностях героев ЕЛЕНА ЯНКОВСКАЯ
Не сразу поймёшь – кто страннее: неврастеничный
молодой человек Веня (Леонид Бичевин), живущий в мансарде и охотящийся
на разносчиц пиццы, или психоаналитик (Александр Ф. Скляр не только
сыграл доброго доктора, но и написал заглавную песню для фильма),
присоветовавший ему лечить агорафобию (противоположность клаустрофобии,
боязнь открытых пространств; изначально планировалось, что этот термин
и станет названием картины, но побоялись, что основной массе зрителей
слово ни о чём не говорит) сексом.
«А как же любовь? Я не могу, чтобы секс без любви!»
- «Ну, значит, вам надо влюбиться; создайте поле эмоциональной
напряжённости, это способствует появлению чувств» (вот Веня и создаёт
его, как умеет; а как умеют создавать это поле маньяки, можно увидеть
во многих психологических триллерах).
Ворскла называет свой фильм «первой русской
эмо-картиной», хотя в начале работы такая задача перед ним не стояла.
Необычное для российского кино визуальное решение родилось само собой
из содержания картины – быть «цивилами» люди, которые ведут себя так,
как герои, не могут. Так, например, у художниц по костюмам Елены
Степановой и Дарьи Зоновой придумался «прикид» главной героини Вики
(Мария Машкова) – розовое платье в сочетании с тяжёлыми кедами,
разноцветные волосы, пирсинг…
Впрочем, романтизации эмо-движения в фильме нет,
наоборот – депрессивная и склонная к суициду героиня, оказавшись
запертой в мансарде, где Веня грозится то изнасиловать, то убить, то
«вырезать кусок из ягодицы, поджарить и дать попробовать», неожиданно
испытывает острый прилив жажды жизни. Фильм можно даже назвать
изощрённо-морализаторским. Мало того, что «игра в смерть», которой
занималась героиня до попадания в нехорошую мансарду, и без того
кажущаяся глупой большинству совершеннолетних зрителей, постепенно
совсем обессмысливается на фоне реальной угрозы жизни, так ещё и
понять, кто кого на самом деле мучает, к середине картины практически
невозможно – жертва, получив возможность покинуть место
психологического поединка, почему-то не убегает, а начинает мстить
обидчику, причём довольно жёстко.
Фильм нельзя назвать типичным для отечественного
кино. Помимо непривычной стилистики и затрагивания некоторых тем, о
которых среди среднестатистических обывателей беседовать не принято
(треугольник, возникающий между Викой, Веней и его, другом выглядит
очень провокационно). Однако, несмотря на необычность картины, Игорь
Ворскла надеется, что она найдёт своего зрителя не только среди
фестивальной аудитории.
Источник: http://www.proficinema.ru/distribution/premieres/detail.php?ID=35661 |