
Проблема в том, что
критики не успели достаточно остыть, а Балабанов сделал новый фильм —
экранизировал сценарий Сергея Бодрова-младшего по рассказам Михаила
Булгакова "Записки юного врача" и "Морфий", основанных на собственной
лекарской практике, — "Морфiй". И реакция всех рецензентов на эту
работу — продолжение реакции на предыдущую. Мало того, что каждый ждет
поистине сладострастного подтверждения собственной правоты в оценке
автора, так еще и мечтает о сильном — все более сильном —
художественном впечатлении. Ибо оно — едва ли не единственное
безупречное обезболивающее от уколов жизни. Законный допинг/наркотик
любого настоящего и постоянного поглотителя кинематографа.
Поэтому вот вам мое первое предупреждение: не берите в голову все, что
пишут о фильме, — никогда не берите, а в данном случае особенно.
Отправляйтесь за собственным мнением, лучше всего, ничего не читая.
Чтобы и восторг, и разочарования были ваши, а не спровоцированные "от
противного". Но, все-таки, вот и предупреждение второе: слабонервным и
беременным лучше воздержаться от приема "Морфiя". Балабанов опять
и еще настырнее, чем прежде, "не отводит камеру" от натуралистичных
эпизодов — настолько, чтобы вы "вот именно" отвели глаза. Так кровавые
и просто неприятные сцены естественным образом становятся первыми в
размышлениях о картине про врача-наркомана. Они оправданы героем
— доктор Поляков начинающий, но то ли гениальный, то ли везучий до
времени хирург. Они оправданы действием — в больнице меньше, чем
уездная, он и родовспоможенец, и травматолог, и инфекционист, и
патологоанатом, и все остальное. Балабанов дизайнерски безупречно
гримирует натуру, изображающую больных и трупы, а также отдельные части
тел. В подробных деталях, почти в реальном времени демонстрирует
врачебные манипуляции, а также конвульсии несчастных. Но зачем он
делает это, если даже матерые дядьки печатно признаются, что не
выдерживают зрелища? Оставим пока этот вопрос, вернемся к началу
истории.
1917 год. В глубокую провинцию, хотя и сравнительно
недалеко от Москвы, прибывает новый доктор взамен сбежавшего Леопольда
Леопольдовича, фамилию которого никто не помнит, зато осталось много
ценных медицинских справочников и граммофон. (Старые предметы и вещи,
рисунки, а также технологические приемы-ухватки, придающие действию
вкус достоверности и ужаса — фирменный знак режиссуры Балабанова.)
Михаил Алексеевич Поляков весьма трусит оперировать, но другого выхода
нет. Он героически раз за разом преодолевает свою неуверенность и
получает вердикт среднего медицинского персонала: "не хуже"
(предшественника). Если упустить парочку совсем уж незначащих (не
становящихся значимыми) деталей вроде портрета бывшей пассии-певицы,
это всё из положительного диагноза нашего юного врача. Фактически
сразу по приезде он получает первый укол обезболивающего — морфия, и
далее действие летит уже целенаправленно — через усиливающуюся
деградацию к финалу. Балабанов удивительным образом в этой картине
обошелся со временем — я постоянно ошибалась в своей оценке того,
сколько часов или суток прошло. Казалось, события развиваются (должны
развиваться?) все же постепенно, от "случая" к "случаю", вот день, вот
ночь, вот после первого снега улегся покров, вот устоялся путь…
Ан нет: глядь, несчастному опять требуется укол; и круговерть такая,
что кроме операций на больных и манипуляций с морфием в личных целях,
ни на что места в жизни нет. Томительно и странно. За кадром (возможно)
остаются попытки доктора осмыслить свое положение и даже, быть может,
посопротивляться. Или, наоборот, сознательно решиться на мир грез и
лишь "слегка" не рассчитать. Или еще какой вариант. Но в череде
эпизодов не находится никакой остановки, никакой рефлексии. Я не
только не успеваю понять, почему он сам так быстро и столь прочно сел
на иглу — врач же, но и почему это сделала холодная немка —
суперпрофессиональная, как нам говорят, медсестра Анна Николаевна. И
ведь никак невозможно списать ее падение на солидарность с любимым или
на любопытство — любовь в картине, как и эффектные для зрителя сношения
доктора с барынькой-вдовицей из соседних, даны будто вколотый во что-то
безвольное шприц. Просто присутствуют двое людей, которым зачем-то надо
быть в отключке.
Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей
Панин, Ирина Ракша, Сергей Гармаш и другие вполне достоверны, но при
этом словно нарисованы, а не, как говорится, живут. Впрочем, пальцы
Полякова, скребущие по брючинам, и застылое лицо пропащей сестры
милосердия (Дапкунайте умеет так застыть) запоминаются. К
скачкообразно-царапающему повествованию от "действия" до "действия",
разбитому еще и на главки с титрами под немое кино, превращающему фильм
в набор иллюстраций, в род, прости господи, комикса, к середине картины
все же привыкаешь. Тем более, что шоковые перепады температуры уже
деформирует сетчатку, охлаждаемую мертвенными лилово-серым и
снежно-белым, подогреваемую желтым огнем внутреннего сгорания. Тогда
начинаешь попытку сообразить: произошедшее с Поляковым и Анной —
случайность или закономерность? Но если нет психологии,
вырастающей обычно из внутренних пауз, — ищешь объяснения в фоне. Фон
понятен и самоиграющ: провинция и революция; тут Балабанов абсолютно в
русле, даже на удивление, кинематографической традиции. Даже нечего и
сказать, если не считать слишком откровенного для нашего кино образа
"еврея при революции", неприятного врачишки, за который Балабанова
опять обвиняют в антисемитизме.
Не собираюсь здесь
углубляться в эту тему, она слишком обширна и слишком готова отдаться
спекуляциям, важно другое: не сумела я соотнести мучения конкретного
наркомана ни с распадом империи, ни с будто наркотическим опьянением
страны коммунистической идеей. Ни с мифом об интеллигенции Серебряного
века, декадентствующей во время чумы, да и склонной к иллюзиям во все
иные эпохи; ей в Москву, в Москву лечиться ехать просто бесполезно. Ни
с красивой смыслообразующей для нашей культуры сентенцией о том, что мы
не врачи — мы боль. Ни с куда как действительно важной ролью докторов в
российской космологии, культуре и искусстве (вот лишь самые последние
примеры — "Бумажный солдат" и "Дикое поле"; ясно, что кинематограф
посылает сигнал SOS, да вокруг не руки связаны, а уши заложены).
Всему этому сам Алексей Балабанов в той либо иной степени уже отдавал
дань, все это в новом фильме, по словам продюсера Сергея Сельянова,
имеется в виду, но (для меня) остается втуне. Может, надо
поверить режиссеру, который так и говорит: "Это очень простая история о
талантливом человеке, который не удержался" — и успокоиться? Герой
элементарно и быстро не выдержал своего страха перед своей же
физической болью, если хотите — перед вспарыванием чужой плоти (вот
зачем окровавленный инструмент действует так методично и долго на
глазах зрителя), перед искушением забыться. Бог ему судья; все на своих
местах и не надо завышать претензии.
Получается — снизил
дозу. Или все же лукавит? Уровень Балабанова заставляет меня
сомневаться и ждать от него снов о чем-то большем. А коли ждешь —
неизбежно вспоминаешь его лучшие прежние работы: давнюю уже "Про уродов
и людей" и упомянутый "Груз 200". Их принято противопоставлять; одну
чтят как безупречно чистый экзерсис по разряду искусства для искусства,
вторую — как кристально четкое высказывание относительно социума.
Но, при абсолютной разнице этих историй, в центре каждой стояла, в
конечном пределе, поруганная любовь больше-меньше извращенного
субъекта. А на периферии каждого сюжета заводилась игра с изображением
— порнокартинками "прямыми" или отражениями социальной порнографии. Так
возникал второй план, происходившее приобретало не рациональный, а
чувственный объем (что в корне отлично от однозначных шоковых эмоций);
зрителя колотило отвращение к героям и сочувствие к себе.
Смешав в "Морфiи" начало века, образованный класс, эротизм и нигилизм
"уродов" с насилием, раздавившим и еще больше извратившим за десятки
лет слабых "людей", Балабанов неожиданно попал в середину — с вершин.
Доктора Полякова и Анну Николаевну оставил без "донышка", понятного
каждому. Оставил один на один с их проблемой, "умственной" для, смею
надеяться, абсолютного большинства. А "революцию" лишь обозначил
на обочинах фильма несколькими репликами, пожаром усадьбы, почти
блоковской, да какими-то малоубедительными солдатами-матросами в
уездном Угличе. И больше выразил могильный холод жизни шипящими с
пластинок или вбиваемыми в деревенское пианино песенками Вертинского,
внезапно не привычно-милыми, как увядшие лепестки в старом альбоме, а
насквозь фальшивыми, словно бумажные цветы.
И только поп
угличской церкви, сам завтрашняя жертва, мимоходом и равнодушно, в
абсолютном молчании отпуская грехи несчастному бывшему врачу Полякову,
разрешая тем самым ему финальный выстрел, вдруг облегчает наши общие
мучения.
Где посмотреть фильм "Морфий" в Краснодаре?
Источник: http://www.yuga.ru/articles/culture/index.shtml?id=5187 |