"Троил и Крессида" в Театре имени Вахтангова
(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
Римас
Туминас, создатель вильнюсского Малого театра и первый иностранец,
которому полтора года назад выпало возглавить московский театр — Театр
имени Вахтангова, поставил "Троила и Крессиду". Эпизод из истории
Троянской войны стал основой для самой значительной из нынешних
московских премьер. Рассказывает АЛЛА ШЕНДЕРОВА.
У
"Троила и Крессиды" репутация скучнейшей пьесы. Шекспироведы до сих пор
не могут договориться, к какому жанру ее относить. К трагедиям — но
герои хоть и теряют любовь, но остаются живы. К хроникам — но в пьесе
мало достоверности и много того, что в ХХ веке назовут постмодернизмом.
За 200 лет до Шекспира Джеффри Чосер написал одноименную поэму,
позаимствовав сюжет из цикла рассказов о Троянской войне. Ею по-своему
вдохновился Шекспир, спародировавший не только саму античность, но и
все средневековые о ней представления. У него Парис зовет Прекрасную
Елену Нелли, а речи "безобразного и непристойного" (так у Шекспира)
Терсита пестрят сальностями елизаветинских времен. Словом, описывая
нравы греков и троянцев, Шекспир высмеял современную ему Англию. Римас
Туминас пошел тем же путем: за грандиозной картиной вселенского распада
в его спектакле ясно различимы черты современного мира.
Герои
Шекспира, как выясняется, воюют сами с собой — греки и троянцы повязаны
узами родства. Повод для войны — укрывшаяся в Трое Прекрасная Елена. И
тут господин Туминас преподносит зрителям зловещий сюрприз: за семь лет
войны красавица стала грузной развалиной с дребезжащим голосом и
застывшим от порока лицом. Кульминация кошмара — сцена, в которой тяжко
дышащая Елена (Мария Аронова) приветствует воинов: распахивает плащ,
обнажая муляж ярко-розового даже не тела, а алтаря порока. Само поле
битвы напоминает заброшенный пляж (опрокинутые шезлонги, столы,
современный фонарь да огромное бревно-таран — оформление Юлиана
Табакова нарочито скупо), а шум волн пробивается сквозь пустопорожние
речи.
В спектакле
"Играем... Шиллера!", поставленном Туминасом восемь лет назад в
"Современнике", под колосниками лязгали жернова, сыпалось зерно — как и
во всех постановках Туминаса, в каждой сцене ощущалось присутствие
неких высших сил. В "Троиле" ничего сверхъестественного нет. Боги давно
покинули этот мир. В гротескных монстров люди превратили себя сами.
Слишком длинная война отняла у них способность чувствовать. В
трагические моменты они сбиваются в кучу, чтобы с пафосом
продекламировать какой-нибудь пошлый куплет — и спокойно разойтись.