Пишет _arlekin_
С "Белой акацией" случилась удивительная история. В том, что дипломный спектакль Щукинского училища взяли в постоянный репертуар театра имени Вахтангова, ничего уникального нет, хотя сравнительно недавний аналогичный эксперимент с "Собакой на сене" курса Шлыкова вне оказался очевидно неудачным. Но тогда хотя бы выпускников Щуки, занятых в студенческой постановке, не принимали в труппу поголовно. Дело, однако, в другом. Как правило, т.н. "серьезные критики" склонны переоценивать работы с претензией на содержательную глубину и эстетическую оригинальность (неважно, насколько такие претензии оправданы результатом) и недооценивать качественно сделанные, но не претендующие на многое спектакли комедийно-развлекательного плана. "Белая акация" - вещица заведомо развлекательная, ни на что кроме легкости восприятия и всеобщего хорошего настроения изначально не рассчитанная. Тем необычайнее реакция на нее "продвинутой публики", включая и самых придирчивых ее представителей. Инна Натановна Соловьева, известная своей строгостью и прозорливостью, с восторгом расписывала ее мне - правда, еще весной и смотрела она "Белую акацию", стало быть, в качестве студенческого спектакля. Не берусь судить, насколько он был лучше нынешнего - вообще-то, по-хорошему, перенесенный на стационарную сцену спектакль должен в оправдание своего нового статуса прирастать достоинствами, а не умаляться. Но сегодня, когда "учебная" в основе своей постановка Иванова официально признана полноправным репертуарным спектаклем, к ней и подходить следует с соответствующими мерками и ожиданиями. То, что увидел и услышал я, меня совершенно обескуражило.
Для начала - почти все молодые артисты, начиная с исполнительницы главной роли Ольги Немогай (героине которой, между прочим, по сюжету прочат поступление в консерваторию), плохо поют. Аргумент "но они же не певцы" не принимается - во-первых, "Белая акация" - оперетта, а не просто пьеса с вставными музыкальными номерами, и ее надо петь; во-вторых, раз взялись петь - извольте не лажать; а в-третьих, Школа-студия МХАТ, поди, тоже не танцоров выпускает, а посмотрите "Кармен.Этюды" или "Стравинский.Игры" Аллы Сигаловой! Еще хуже, что помимо того, что участники постановки молоды и энергичны, у большинства из них других видимых достоинств не обнаруживается, и речь не только об исполнительском мастерстве, но и просто о внешних данных. Уж главная-то героиня, Тося Чумакова, должна быть трогательной и обаятельной! А партнер ее, Александр Константинов (на роль Кости не подходящий ни по каким статьям, разве что фамилией) - ну просто как есть пустое место, а ведь из-за него по сюжету подруги поссорились! Со второй главной парой, "отрицательной", дело, к счастью, обстоит получше - жуликоватый Яшка-буксир и особенно его ветреная подруга Лариса, желающая еще и Костю за собой сохранить (Артур Иванов и Мария Волкова) - образы достаточно яркие, и вокально тоже более выигрышные. Персонажи второго плана по большей части гримасничают в духе провинциальной оперетки, хотя есть и среди них относительные удачи: вечно влюбляющиеся в одних и тех же девушек Леша и Саша (Антон Шурцов и Иван Пачин) - вполне милые, в массовке тоже есть хорошие ребята и девочки, но в целом зрелище скорее печальное, чем смешное.