В свое время кинокомпания «Дирекция кино» устроила в стране
спецэффектную революцию, доказав на примере «Ночного» и «Дневного
дозоров», что русские тоже умеют творить компьютерные чудеса на экране.
Потом замахнулась на святое, сняв продолжение «Иронии судьбы». Наконец
пыталась, и, судя по кассовым сборам, вполне успешно, реабилитировать в
«Адмирале» имя Александра Колчака и все белое движение.
Нынешний проект, криминальная драма «Подсадной», на первый взгляд
совсем лишен амбиций. На самом деле, по словам продюсера Анатолия
Максимова, компания пытается восстановить доверие зрителя к
отечественному кино в национальном прокате. И делает это довольно
парадоксальным образом. Во-первых, минуя кинотеатры: «Подсадной» —
первый российский фильм, выходящий сразу на DVD. Впрочем, картина была
снята по заказу Первого канала, так что серьезные барыши должна принести
телевизионная премьера. Во-вторых, у «Подсадного» не будет
массированной рекламы, которой ранее сопровождались релизы «Дирекции
кино». И на это у Максимова имеется своя стратегическая точка зрения:
начнешь громкую сладкоголосую рекламу — на фильм слетятся пираты.
Главный зрительский манок «Подсадного» в том, что он снят по
одноименному произведению знаменитого Андрея Кивинова. Книга поступает в
продажу одновременно с релизом фильма. Кивинов — это бренд: бывший
милиционер, автор хитовых криминальных романов, один из создателей
сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». «Подсадной», судя по
фильму, произведение более тонкое, чем его предыдущие работы. Сценарий
был заказан Кивинову на основе рабочего материала его романа — он
показал его продюсерам, но сюжет делает другой поворот.
Главный герой, успешный современный бизнесмен (Леонид Бичевин), еще с
лихих 1990-х любил рядиться в бандитские костюмы и коротать время в
камерах, разговаривая по душам с криминальными элементами. Таким
образом, он помогал и помогает другу-оперу (Андрей Феськов) раскалывать
бывалых преступников. Примерно тем же занимался Дукалис в одной из серий
«Улиц разбитых фонарей». А еще раньше — Володя Шарапов. Однажды в
очередной криминальный спектакль оказалась втянута девушка главного
героя (Юлия Пересильд).
В «Подсадном» раскрывается сразу несколько драматических конфликтов.
Режиссер Александр Котт и сценарист Кивинов пытаются взглянуть на 1990-е
годы, в некотором смысле оправдывая их: да, были беспредел и передел,
но всегда оставались честные менты и простые ребята, рисковавшие жизнью
за правду. Имеется и любовный конфликт: ради любимой главный герой,
может, впервые в своей жизни готов покрыть опасного беглого преступника.
Но самое главное, что «Подставной» — это довольно трагическая история
неудавшегося актера. Вылетев из театрального вуза, свою сцену и своего
благодарного зрителя этот самородок нашел в КПЗ. Молодые исполнители —
Бичевин, прославившийся после «Груза 200», и Феськов («Новая земля») —
составляют поистине великолепную пару.
Но главное достоинство «Подсадного» в том, что кинокомпания, до этого
бомбившая зрителей качественными, но чересчур амбициозными
блокбастерами, тихо и почти незаметно сделала фильм, рассчитанный не
только на подростковую аудиторию с ее тягой к спецэффектам и размаху.
Полукамерный «Подсадной» — тот самый кинематографический мейнстрим,
русло которого мы никак не проложим.