(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
В Театре Вахтангова поставили революционный спектакль
В
минувшую субботу в Театре Вахтангова состоялась премьера «Троил и
Крессида» по одноименной пьесе Шекспира, которую ставят крайне редко.
Это первый спектакль, который представил на суд публики художественный
руководитель театра Римас Туминас, занявший этот пост после смерти
Михаила Ульянова в 2007 году. Премьеру ждали долго: о начале репетиций
Туминас объявил еще в прошлом году. Затем он не раз менял распределение
ролей – как бы присматриваясь к артистам. Наконец вышел спектакль,
который, мягко говоря, отличается от стилистики вахтанговского театра.
Получился фарс, насыщенный историческими фактами, мифологией и
многочисленными сравнениями.
Сцена
оформлена в черно-белых тонах (сценография и костюмы Юлиана Табакова).
Со скрипом качаются ржавые цепи. Вдали свалены ящики, обломки мебели и
всякий хлам: перед нами не то мусорная свалка, не то городские
развалины времен войны. Над этим хламом горит фонарь на столбе – точно
такой, какие сегодня устанавливают вдоль шоссе. В своих спектаклях
Туминас всегда избегает лишней бутафории и декораций. Об этом можно
судить, например, по «Горю от ума», поставленному в прошлом году в
«Современнике», или по «Ревизору», который Туминас создал на сцене
Театра Вахтангова шесть лет назад. В тех спектаклях кажется, что воздух
сотрясается с первых минут действа, а напряжение нарастает, скажем, за
счет церковного купола, который в «Ревизоре» сперва был неподвижен, а
потом угрожающе раскачивался над сценой.
Аналогичный
прием использован в «Троиле и Крессиде». В начале первого акта ржавые
цепи зависнут над свалкой, и к ним солдаты прикрепят огромное бревно,
заточенное как таран. Вплоть до финала спектакля бревно будет
раскачиваться над сценой, символизируя многолетнюю войну, которая давно
идет между греками и троянцами. Этим бревном можно пробить любые
ворота. По нему, как по мосту, передвигаются войска. В некоторых сценах
оно олицетворяет собой гроб, а в некоторых – молох, нависший над всеми
героями спектакля.
Война
разгорелась из-за того, что троянский царевич Парис украл у греков
Елену Прекрасную. Теперь она является олицетворением красоты не только
для греков, но и для троянцев. О ней слагают легенды, ее мечтает
увидеть едва ли не каждый герой пьесы. На этом фоне развивается история
любви между сыном троянского царя Троилом и гречанкой Крессидой.
Правда, эти любовные коллизии проявляются не сразу, особенно трудно их
будет понять неподготовленному зрителю. Дело в том, что в спектакле
режиссер особое внимание уделил военным сценам. Очевидно, он считает,
что московская публика хорошо знает древнегреческий сюжет.
Для
Туминаса «Троил и Крессида» – это прежде всего фарс, отчасти площадной
театр (неспроста над свалкой горит уличный фонарь). Он насытил
спектакль многочисленными метафорами и сравнениями. Например, в одной
из сцен изображается кухня, где смачно рубят капусту – выглядит это
столь же натуралистично, как в батальных сценах отрубают головы. Или
другая сцена, иллюстрирующая жуткую слепоту военного времени: бревно,
подвешенное на сцене, острым концом ударит в живот беременной Андромахи
(Марина Есипенко).