(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
"Троил и Крессида". Театр имени Евг.Вахтангова
Этот
спектакль Римаса Туминаса в Вахтанговском театре все ждали больше года,
с тех пор как известный литовский режиссер возглавил не менее
известный, но дряхлеющий столичный театр. Ждали доброжелатели и
злопыхатели, критики и театралы, начальники от культуры, наконец
утвердившие столь радикальные кадровые перестановки. На кон
действительно было поставлено многое - репутация театра и самого
режиссера, возможность взаимопонимания или мудрого компромисса и тому
подобные вещи.
Туминас
не то чтобы чего-то выжидал, просто сначала выполнял прежние
обязательства перед другими театрами, а потом просто не торопился,
желая представить полноценное и законченное действо. Причем поступил
честно, мужественно и очень даже смело. Для многих велик соблазн
заявить в качестве руководящего дебюта нечто уже проверенное и
однозначно попадающее в цель зрительских и актерских ожиданий. Туминас
же берет безмерно сложную, громадную и тяжелую для постановки и
восприятия, к тому же малоизвестную шекспировскую пьесу, о которой, как
говорят, грезил многие годы, но никогда не ставил. В общем, это был
некий вызов - и себе, и театру, и публике. И нельзя даже сказать, что
новый художественный руководитель вахтанговцев в итоге одержал
безоговорочную победу, как это бывало. Но не стоит сбрасывать со счетов
этот поступок режиссера и руководителя театра, не искавшего легких
путей.
К слову, о
легких путях. Апология театральной кассы, исповедуемая подчас лидерами
даже самых продвинутых коллективов, способна довести и театры, и
публику до скотского состояния. Что уже кое-где и происходит, особенно
на "корпоративных" спектаклях. Теперь понятно, что уж Вахтанговский
театр по этой дорожке явно не пойдет, может быть, терпя определенные
убытки. Впрочем, Туминас еще при вступлении в должность говорил о том,
что предвидит если не отток публики, то ее отбор, дифференциацию. Это
вовсе не значит, что спектакли здесь будут только элитарные,
рассчитанные на театральных гурманов. Но и от поделок "масскульта" уже
всех тошнит, должно же хоть где-то остаться то, что можно без всяких
оговорок назвать искусством театра. А "Троил и Крессида" в контексте
Вахтанговского театра - конечно же, событие, коих здесь давно не
наблюдалось. Пусть даже критические оценки и не достигнут высшего
балла.
"Троил и
Крессида" - та еще пьеса, не имеющая внятной сценической истории по
вполне объяснимым причинам. Пьеса бесформенная, "рваная", лишенная
какой бы то ни было гармонии, с перепевами прежних шекспировских
мотивов, вывернутых наизнанку. История "бесплодных усилий" не только
любви, но и всего прочего - в глобальных масштабах, наполненная
смысловыми обманками, сарказмом интонаций и тотальной разочарованностью
в ценностях бытия. Причем балаганно-фарсовая оболочка начинена
историческим сюжетом Троянской войны с участием известных
полумифических героев - Ахилла и Гектора, Париса и Елены, Андромахи и
Кассандры. Авторское же многословие зашкаливает за все пределы.