(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
"Троил и Крессида" Шекспира в Театре имени Вахтангова
Шекспироведы
никак не договорятся, к какому жанру отнести "Троила и Крессиду", пьесу
странную, многословную, путаную. То ли трагедия - все же о Троянской
войне речь, то ли фарс - столько в ней иронии. Литовский режиссер Римас
Туминас, в этом сезоне активно взявшийся за руководство Вахтанговского
театра, прочел ее как фарс, злой, желчный, вроде и смешной, но при этом
полный отчаяния.
Глядя
на его спектакль, в голову сама собой лезет известная цитата из
Бродского: "Троянская война окончена. Кто победил - не помню. Должно
быть, греки…" Зато все помнят, из-за чего эта муторная, кровавая бойня
началась: прекрасную Елену увез от грека Менелая влюбленный троянец
Парис. Самая гротескная, зловещая сцена у Туминаса - явление красавицы
Елены народу. Ее играет отважная Мария Аронова. На колеснице вывозят
патлатую, нагло рыжую, осипшую от порока старуху-развалину в помятом
халате, вокруг которой бегает-подпрыгивает восторженный молоденький
мальчик Парис (Олег Лопухов). Она приветствует воинов, готовых ради нее
на подвиг, и победно распахивает халат, являя открывшей рты публике то,
ради чего начался весь этот кошмарный сыр-бор - отвратительно обрюзгшее
нагое тело. Вот он, повод, причина, толчок, в раму вставлен, любуйтесь,
господа.