(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
Знаменитый
литовский режиссер Римас Туминас поставил свой первый спектакль в
качестве худрука Театра Вахтангова, в прямом смысле проделав путь из
варяг в греки. Малоизвестное сочинение Шекспира "Троил и Крессида",
посвященное событиям Троянской войны, стало испытанием на прочность и
для труппы академического театра, и для режиссерских принципов самого
господина Туминаса.
Выбор
пьесы - путаной, громоздкой, дробной, местами откровенно слабой и
словно не Шекспиром написанной (вероятно, там и вправду много
экстраполяций), так вот, выбор пьесы поначалу кажется странным. При
ближайшем рассмотрении - на редкость предсказуемым. В "Троиле и
Крессиде" важен не жанр, над определением которого бились шекспироведы,
в результате обозвав ее "мрачной комедией", а стиль. По всем признакам
это маньеризм, причем особая разновидность маньеризма, получившая
развитие именно в английской драме начала XVII века и имеющая пугающее
сходство с мироощущением нашего времени.
Читаешь
какого-нибудь современника Шекспира Сирила Тернера ("Трагедия
мстителя") или куда более известного Джона Уэбстера ("Герцогиня
Амальфи"), и на ум сразу лезут кровавые ужастики Квентина Тарантино,
ироничный макабр братьев Коэн и социальный гротеск нашего Алексея
Балабанова. Шекспировские "Троил и Крессида" - из этого же ряда.
Кровавых ужасов тут, правда, нет, но тотальная деградация и всеобщее
моральное разложение явлены во всей красе. Герои Троянской войны - от
Аякса до Агамемнона - Шекспиром дегероизированы. Причина войны кажется
ничтожной. Сама война - лишь столкновение пустых амбиций мелких
царьков, которые уже плохо помнят, за что они воюют.
На
этом малоприглядном фоне разворачивается история любви троянского
царевича Троила и оказавшейся в заложницах гречанки Крессиды, но и она
не выдерживает испытания трудностями. Новоявленная Джульетта, едва
оказавшись в лагере соотечественников, немедленно изменяет своему
возлюбленному. Троя по сюжету еще не пала, но падшим, без сомнения,
можно признать весь мир.
Если
чем и сильна эта пьеса, так удивительным попаданием в стиль времени.
Если что и удается современному театру, кино, равно как и современной
словесности, так именно картины всеобщего распада и полураспада. Эдакие
страшные фрески про уродов и нелюдей. Тут кроме Балабанова или
Тарантино можно припомнить и "новую драму" разных стран, и Владимира
Сорокина, и выставки современного искусства, и спектакли западных
режиссеров - того же Люка Персеваля. Но удивительным образом в силе
шекспировской пьесы содержится и ее слабость. Тарантино или Коэны
радикально переосмысляют сам жанр боевика, где хороший главный герой
должен замочить плохих парней. Владимир Сорокин травестирует
классический русский роман. Балабанов глумится над недавней историей и
парадным представлением об этой истории. Но материал "Троила и
Крессиды" решительно не сопротивляется Туминасу. Никакой трактовки в
его спектакле, в сущности, нет, есть педалирование гротесковой природы
пьесы.