(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
«Морфий», 2008
Вольная экранизация цикла рассказов «Записок юного врача» и повести «Морфий» («Записки морфиниста») Михаила Булгакова
Режиссёр: Алексей Балабанов
Сценарий: Сергей Бодров-младший
Оператор: Александр Симонов
Продюсер: Сергей Сельянов
В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Юрий Герцман, Алексей Полуян и другие.
Если закрыть глаза на несколько эпизодов, специально не
предназначенных для глаз юных чувствительных барышень, фильм можно
назвать милым. «Милый, милый Алексей Октябринович, про которого думали,
метит в вожди мирового пролетариата, а он ближе к пенсии стал юношей
Канегиссером, стрелявшим в людоеда Урицкого», — ну, что за прелесть. А
если смотреть на морфий как на метафору времени, всепожирающего и грубо
физиологичного, фильм, наоборот, специально предназначен юным
чувствительным барышням, в том числе наших дней. Они больше боятся
старости и быстрее поймут.
А то, ну, что же это такое — «смерть души морфиниста»?
Кому интересна вся эта медицина, как бы точно ни была сделана? Тогда
лучше в анатомичку, друзья, сразу в анатомичку... То есть морфий
компактен и конкретен, но происходит в фильме то же, что с годами — в
жизни каждого человека. Сплошь разочарования — в близком счастье,
завтрашнем дне, любимой профессии, людях, детях и внуках, любых
человеческих отношениях, искусстве, бананах и лимонах, в Сингапуре, в
себе, во всем.
Рано или поздно от потерь наступает паника, ломка, дикая
жажда страсти. Ага — прям сейчас тебе будет «одна, но пагубная
страсть». Чем дальше, тем меньше перемен. Снова ломка. Ах, вот как?
Из-за того, что столь полной отчаюги еще не было, увеличиваешь дозу.
Инъекции начинают питать подкожную бронированную камеру, которая тихо,
но плотно закрывается. Это и есть смерть, хотя какое-то время она
кажется спасением — теперь уж ничто не проникнет, никакие эмоции. Ты
делаешь вид, что лакируешь дверцу, деградируя на глазах. Гадишь
близким, рубишь бабло, на уме — сексуальный спорт или анестезия (пьешь,
нюхаешь). Но вообще ты всего лишь уклоняешься от вопроса — насколько
хватило выдержки оттянуть условную смерть. Главным всегда был только
вопрос, поскольку ответы давно получены: убить себя об стену, свалить
свою смерть на других или держать ее в себе.