(нажмите на название статьи, чтобы прочитать ее полностью)
Проблема в том, что
критики не успели достаточно остыть, а Балабанов сделал новый фильм —
экранизировал сценарий Сергея Бодрова-младшего по рассказам Михаила
Булгакова "Записки юного врача" и "Морфий", основанных на собственной
лекарской практике, — "Морфiй". И реакция всех рецензентов на эту
работу — продолжение реакции на предыдущую. Мало того, что каждый ждет
поистине сладострастного подтверждения собственной правоты в оценке
автора, так еще и мечтает о сильном — все более сильном —
художественном впечатлении. Ибо оно — едва ли не единственное
безупречное обезболивающее от уколов жизни. Законный допинг/наркотик
любого настоящего и постоянного поглотителя кинематографа.
Поэтому вот вам мое первое предупреждение: не берите в голову все, что
пишут о фильме, — никогда не берите, а в данном случае особенно.
Отправляйтесь за собственным мнением, лучше всего, ничего не читая.
Чтобы и восторг, и разочарования были ваши, а не спровоцированные "от
противного". Но, все-таки, вот и предупреждение второе: слабонервным и
беременным лучше воздержаться от приема "Морфiя". Балабанов опять
и еще настырнее, чем прежде, "не отводит камеру" от натуралистичных
эпизодов — настолько, чтобы вы "вот именно" отвели глаза. Так кровавые
и просто неприятные сцены естественным образом становятся первыми в
размышлениях о картине про врача-наркомана. Они оправданы героем
— доктор Поляков начинающий, но то ли гениальный, то ли везучий до
времени хирург. Они оправданы действием — в больнице меньше, чем
уездная, он и родовспоможенец, и травматолог, и инфекционист, и
патологоанатом, и все остальное. Балабанов дизайнерски безупречно
гримирует натуру, изображающую больных и трупы, а также отдельные части
тел. В подробных деталях, почти в реальном времени демонстрирует
врачебные манипуляции, а также конвульсии несчастных. Но зачем он
делает это, если даже матерые дядьки печатно признаются, что не
выдерживают зрелища? Оставим пока этот вопрос, вернемся к началу
истории. |